Опубликованы направления тем и комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения на 2018-2019 учебный год
Министр просвещения России Ольга Васильева 01 сентября 2018 года объявила пять направлений для тем итогового сочинения на 2018-2019 учебный год:
- «Отцы и дети»,
- «Мечта и реальность»,
- «Месть и великодушие»,
- «Искусство и ремесло»,
- «Доброта и жестокость».
Итоговое сочинение в выпускных классах введено с 2014-2015 учебного года во исполнение поручения Президента Российской Федерации с целью выявления у обучающихся умения мыслить, анализировать и доказывать свою позицию с опорой на самостоятельно выбранные произведения отечественной и мировой литературы.
Итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вместо итогового сочинения вправе выбрать написание изложения. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Федеральный институт педагогических измерений опубликовал комментарии к открытым направлениям тем итогового сочинения:
1. «Отцы и дети»
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
2. «Мечта и реальность»
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
3. «Месть и великодушие»
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
4. «Искусство и ремесло»
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
5. «Доброта и жестокость»
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.
Результатом итогового сочинения является «зачет» или «незачет». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В 2018-2019 учебном году итоговое сочинение пройдет 05 декабря, 06 февраля и 08 мая.
Проект «Цифровая гигиена детей и подростков»
Платформа «Россия – страна возможностей» запустила проект «Цифровая гигиена детей и подростков»: «Проверьте, что делает ваш ребенок в сети!». «Цифровая гигиена детей и подростков»
• это всеобъемлющий ресурс, который содержит:
• информацию о том, куда нужно обращаться за помощью при столкновении с проблемами в интернете;
• полезные материалы для родителей о том, как защитить детей от киберагрессии и интернет-мошенничества;
• советы о том, какие полезные и верифицированные программы можно использовать.
Подробности – на сайте проекта: https://rsv.ru/news/1/4279/
При организации работы рекомендуем использовать информационные плакаты о проекте, размещенные по адресу: https://disk.yandex.ru/d/GNomNhfCwFbYNA
Прием в 1 класс общеобразовательных организаций города Ставрополя на 2025-2026 учебный год
Получение начального общего образования в общеобразовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.
По заявлению родителей (законных представителей) детей комитет образования администрации города Ставрополя (далее – комитет образования) вправе разрешить прием детей в общеобразовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте. В этом случае общеобразовательные организации обращаются в комитет образования с ходатайством и прикладывают документы (заявление родителей, для детей младше шести лет и шести месяцев документ учреждения здравоохранения об отсутствии противопоказаний для посещения общеобразовательной организации по состоянию здоровья, для детей старше восьми лет заключение психолого-медико-педагогической комиссии).
Правила приема в конкретную общеобразовательную организацию на обучение по основным общеобразовательным программам устанавливаются общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с действующим законодательством в сфере образования.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе начального общего, основного общего и среднего общего образования только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
Прием в 1 класс проходит в два этапа:
Первый этап (начинается не позднее 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года):
прием заявлений в 1 класс родителей (законных представителей) детей, имеющих льготы (внеочередное, первоочередное и преимущественное право) на зачисление, а также детей, проживающих на закрепленной территории.
Прием в 1 класс на 2025 – 2026 учебный год в общеобразовательных организациях города Ставрополя начнется в 11.00 часов 1 апреля 2025 года.
Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме детей в 1 класс в течение 3 рабочих дней после завершения приемной кампании первого этапа.
Информацию о том, остались ли в школе свободные места после зачисления на первом этапе, образовательные организации до 5 июля размещают на информационном стенде, официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – ЕПГУ).
Второй этап (начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года):
прием заявлений в 1 класс родителей (законных представителей) детей, не проживающих на закрепленной территории, на свободные места. Льготы на втором этапе не действуют.
Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме детей в 1 класс в течение 5 рабочих дней после приема заявления и представленных документов.
Способы подачи заявления
Заявление о приеме в 1 класс и документы подаются одним из следующих способов:
Общеобразовательная организация осуществляет проверку достоверности сведений, указанных в заявлении, и соответствия действительности поданных электронных образов документов. При проведении указанной проверки общеобразовательная организация вправе обращаться к соответствующим государственным информационным системам, в государственные (муниципальные) органы и организации.
Порядок действий подачи заявления в 1 класс через портал Госуслуг:
В заявлении о приеме ребенка в 1 классуказываются следующие сведения:
Образец заявления о приеме в 1 класс размещен общеобразовательной организацией на своих информационном стенде и официальном сайте в сети Интернет.
Для приема в 1 класс предоставляются следующие документы:
При посещении общеобразовательной организации и (или) очном взаимодействии с уполномоченными должностными лицами общеобразовательной организации родители (законные представители) ребенка предъявляют оригиналы документов.
Родитель(и) (законный(ые) представитель(и) ребенка, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, дополнительно предъявляет(ют) документ, подтверждающий родство заявителя(ей) (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право ребенка на пребывание в Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства все документы представляют на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.
Иностранные граждане принимаются на обучение по образовательным программам начального общего образования при условии успешного прохождения на бесплатной основе в государственной или муниципальной общеобразовательной организации тестирования на знание русского языка, достаточное для освоения указанных образовательных программ.
Прием в общеобразовательную организацию осуществляется в следующем порядке: внеочередное, первоочередное, затем преимущественное право
|
Льгота |
Категория |
|
Внеочередное право |
Во внеочередном порядке предоставляются места: - детям прокуроров, судей и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации в общеобразовательных организациях, имеющих интернат; - детям сотрудников войск национальной гвардии, детям военнослужащих и детям граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, погибших (умерших) при выполнении задач в специальной военной операции либо позднее указанного периода, вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, в общеобразовательных организациях по месту жительства их семей. |
|
Первоочередное право |
В первоочередном порядке предоставляются места в общеобразовательных организациях: - детям сотрудников полиции, - детям сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции, - детям сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств, таможенных органов; - детям военнослужащих, по месту жительства их семей, (В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2022 № 647 «Об объявлении частичной мобилизации в Российской Федерации» Граждане Российской Федерации, призванные на военную службу по мобилизации, имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации по контракту). |
|
Преимущественное право |
Право преимущественного приема имеет ребенок, в которой обучаются его полнородные и неполнородные брат и (или) сестра, усыновленные (удочеренные), дети, опекунами (попечителями) которых являются родители (законные представители) этого ребенка, или дети, родителями (законными представителями) которых являются опекуны (попечители) этого ребенка. |
|
Проживающие на закрепленной территории |
Прием в образовательную организацию граждан, проживающих на закрепленной территории, осуществляется после зачисления вышеперечисленных категорий детей. |
В приеме в общеобразовательную организацию может быть отказано по причине отсутствия в ней свободных мест. В этом случае родителям (законным представителям) необходимо обратиться в комитет образования администрации города Ставрополя (далее – Комитет образования) по адресу: г. Ставрополь, ул. Мира, 285, стр.1, каб. 15, телефон 22-52-09 (доб. 2136). График работы Комитета образования: понедельник-пятница с 09 час.00 мин. до 18 час.00 мин., перерыв с 13 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., выходные дни – суббота и воскресенье.
Документы, регламентирующие прием детей в 1 класс:
- Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 28.12.2024 № 544-ФЗ «О внесении изменений в статьи 67 и 78 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 № 458 «Об утверждении порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 23.01.2023 № 47 «О внесении изменений в пункт 12 порядка приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Изменения вступили в силу с 24.02.2023);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2022 № 784 «О внесении изменений в порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Изменения вступили в силу с 01.03.2023);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30.08.2023 № 642 «О внесении изменений в Порядок приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 2 сентября 2020 г. № 458»;
- Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 14.02.2024 № ТВ-290/03 «О перечне льгот»;
- Постановление администрации города Ставрополя от 15.05.2025 № 1053 «О внесении изменений в приложение к постановлению администрации города Ставрополя от 06.03.2025 № 461 «Об утверждении перечня территорий, закрепляемых за муниципальными бюджетными и автономными общеобразовательными организациями города Ставрополя»».
Выездной научно-экспертный семинар «Критерии оценки метапредметных образовательных результатов»
20 апреля 2019 года в гимназии № 9 города Ставрополя в рамках работы Федеральной сетевой экспериментальной площадки Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по теме «Обеспечение преемственности в формировании единого образовательного пространства начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС НОО и ООО» состоялся выездной научно-экспертный семинар «Критерии оценки метапредметных образовательных результатов», организованный совместно с комитетом образования администрации города Ставрополя, сетевой экспериментальной площадкой ФИРО РАНХиГС.
Участники научно-экспертного семинара: Диреганова Ангелина Владимировна, руководитель комитета образования администрации города Ставрополя, Тарасова Наталья Владимировна, директор научно-исследовательского центра СиПОД Федерального института развития образования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Пастухова Ирина Павловна, заместитель директора научно-исследовательского центра СиПОД ФИРО РАНХиГС, руководители и учителя общеобразовательных школ экспериментальных площадок ФИРО РАНХиГС (гимназии №9, школ № 18, 43 города Ставрополя, гимназии № 30 города Пятигорска) руководители, заместители руководителей, учителя школ города Ставрополя.
С докладами выступили:
- Тарасова Наталья Владимировна, к.п.н., директор Научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС по теме: «Международные и отечественные стратегии и практики метапредметных образовательных результатов: что в них общего и что специфично?»
- Пастухова Ирина Павловна, к.п.н., заместитель директора исследовательского центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГСРАНХиГС «Субъекты и объекты метапредметных образовательных результатов: кто, по каким критериям и что оценивают?»
- Сивакова Наталья Николаевна, к.б.н., заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы № 43 города Ставрополя имени Героя РФ В.Д. Нужного по теме: «Анализ критериев оценки метапредметных результатов обучающихся начальной и основной школы».
Интересные доклады представили и другие участники семинара, также в ходе семинара были обсуждены вопросы:
- функции и принципы оценивания метапредметных образовательных результатов: чем отличается формирующее оценивание от традиционного контроля знаний и умений?
- Субъекты и объекты метапредметных образовательных результатов: кто, по каким критериям и что оценивают?
- Международные и отечественные стратегии и практики оценки метапредметных образовательных результатов: что в них общего и что специфично?
- Что необходимо изменить в работе школы и учителя для перехода к новой системе оценивания результатов образования?
- Каковы перспективы и риски оценивания метапредметных образовательных результатов?
В ходе семинара участники в творческих группах обсуждали вопросы по критериям оценки метапредметных образовательных результатов.
Малкова Наталья Викторовна, учитель истории и обществознания школы № 30 города Пятигорска с углубленным изучением отдельных предметов представила мастер-класс «Как оживить историю на уроках истории».
Все участники выездного научно-экспертного семинара получили сертификаты.
Краевая научно-техническая олимпиада обучающихся
С 18 февраля по 22 марта 2019 года на базе ГБУ ДО «Краевой Центр развития творчества детей и юношества имени Ю.А.Гагарина проводилась краевая научно-техническая олимпиада обучающихся.
На краевом этапе Олимпиады участвовало 154 учащихся из 72 образовательных организаций Ставропольского края.
Город Ставрополь представляли ребята из школ № 3, 13, 37, 39, 43 на краевой научно-технической олимпиаде (возрастная категория 8-9 классы) и заняли призовые места:
1 место – Маракулин Александр, МБОУ гимназия №3, педагог Андреева Елена Алексеевна и Булахов Илья, МБОУ СОШ №13, педагог Позднякова Ирина Викторовна
3 место – Левшина Мария, МБОУ СОШ №39, педагог Юнусова Гюльшен Исамеддин кызы.
Победители Олимпиады награждены Дипломами Оргкоитета