Система объективности процедур оценки качества образования и олимпиад школьников
В городе Ставрополе реализуется система оценки качества образования, которая является частью единой региональной системы оценки качества образования (далее – РСОКО), сформированной в Ставропольском крае, которая позволяет вести мониторинг оценки качества образования учащихся на разных ступенях обучения в школе, оперативно выявлять и решать проблемы системы образования в разрезе учебных предметов, школ.
Данная система дает возможность получить полное представление о качестве образования, анализировать и учитывать влияние различных факторов на результаты работы школ. Она позволяет школам вести самодиагностику и выявлять имеющиеся проблемы, а родителям получать информацию о качестве знаний своих детей.
Оценка качества образования – процесс определения степени соответствия образовательных результатов, образовательного процесса, обеспечения условий образовательного процесса нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям обучающихся и их родителей с помощью диагностических и оценочных процедур. Она проводится в рамках процедур государственной и общественной аккредитации, информационной открытости системы образования, мониторинга системы образования, государственного контроля (надзора) в сфере образования, независимой оценки качества образования.
Деятельность по оценке качества образования на каждом уровне образования характеризуется:
инвариантной составляющей, обеспечивающей интересы вышестоящего уровня в вопросах управления качеством образования (федеральные государственные образовательные стандарты);
вариативной составляющей, которая обеспечивает собственные приоритеты развития качества образования.
Указанная составляющая обеспечивается проведением комплексных мероприятий по трем целям системы обеспечения объективности процедур РСОКО:
обеспечение объективности образовательных результатов в рамках конкретной оценочной процедуры в ОО;
выявление ОО с необъективными результатами и профилактическая работа с выявленными ОО;
формирование у участников образовательных отношений позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов.
Комплексные мероприятия, проводимые в рамках системы оценки качества образования Ставропольского края ориентированы на решение следующих задач:
формирование механизмов обеспечения объективности региональных и федеральных оценочных процедур;
выявление факторов и рисков, влияющих на качество образования и способствующих достижению поставленных целей программы повышения объективности оценивания образовательных результатов;
создание условий для формирования в ОО системы объективной внутришкольной оценки образовательных результатов;
создание единой системы диагностики и контроля состояния образования, обеспечивающей своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в ОО;
определение результативности образовательного процесса, эффективности учебных программ, их соответствие нормам и требованиям стандартов;
содействие принятию обоснованных управленческих решений;
оценка эффективности и полноты реализации методического обеспечения образовательного процесса; выделение ресурсов; обучение кадров.
В рамках функционирования системы обеспечения объективности процедур РСОКО комитет образования администрации города Ставрополя обеспечивает проведение следующих мероприятий:
организация анализа и мониторинга результатов оценочных процедур с целью выявления признаков необъективных результатов на основе данных анализа;
организация повышения квалификации учителей по вопросам качества образования;
анализ результатов оценочных процедур совместно с ОО с целью повышения заинтересованности ОО в использовании результатов региональных и федеральных оценочных процедур;
формирование позитивной управленческой практики с приоритетом программ помощи перед практикой наказаний;
разъяснительная работа с ОУ;
организация наблюдения при проведении оценочных процедур.
Оценка компетенций руководителей образовательных организаций региона базируется на критериальной оценке эффективности (качества работы) руководителей образовательных организаций всех уровней и тесно увязана с механизмом установления стимулирующих выплат руководителям, так как позволяет реализовать системный подход по оценке эффективности работы руководителей, установлению соответствующих стимулирующих надбавок (осуществить материальное стимулирование) или провести их сокращение, определить зоны неэффективной (недостаточной) работы руководителей по управлению образовательной организацией, и, соответственно, выработать рекомендации по совершенствованию работы по вопросам, требующим решения.
Система оценки качества школьного образования в Ставропольском крае является многоуровневой, включающей в себя комплекс оценочных процедур.
№ п/п |
Наименование оценочной процедуры |
Цели проведения и содержание оценки |
Механизмы обеспечения объективности |
Ссылки на информационные материалы |
Участие города Ставрополя в международных исследованиях качества образования |
||||
1 |
Международное исследование по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) 1 раз в 3 года
|
Оценка конкурентоспособности российского общего образования с позиции компетентностного подхода к результатам образования. Оценка функциональной грамотности учащихся: математическая, естественнонаучная, читательская, финансовая грамотность, а также глобальные компетенции подростков, достигших 15 лет
|
Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий. Организация общественного наблюдения при оценке образовательных достижений обучающихся по модели PISA в 2019 году. Осуществление контроля за ходом проведения оценочных процедур независимыми региональными наблюдателями. |
PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) Материалы по организации общественного наблюдения по оценке образовательных результатов Приказ министерства образования Ставропольского края от 24 октября 2019 года № 1577-пр «О назначении независимых региональных наблюдателей в аудиториях при проведении региональной и общероссийской оценок качества общего образования по модели PISA»
|
2 |
Международное исследование качества чтения и понимания текст (PIRLS) 1 раз в 5 лет
|
Сравнение уровня и качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, а также выявление различий в национальных системах образования с целью совершенствования процесса обучения чтению. Осуществляется оценка качества чтения и понимания текста учащимися 4-х классов
|
Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий. |
PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста)
|
3 |
Международное сопоставительное исследование качества граждановедческого образования (ICCS)
|
Сравнение уровня качества граждановедческого образования в разных странах и установлении различия между странами, связанные с характеристиками учащихся, контекстом школы и сообществ. Оценка знаний обучающихся 8-10 классов.
|
Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения процедур исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и региональным координатором |
|
Участие города Ставрополя в федеральных исследованиях качества образования |
||||
1 |
Всероссийские проверочные работы (ВПР) Ежегодно
|
Контрольные работы, которые проводятся по отдельным учебным предметам и позволяют осуществить мониторинг результатов введения Федеральных государственных образовательных стандартов за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений. В рамках ВПР осуществляется оценка уровня достижения школьниками предметных и метапредметных результатов, в том числе овладения межпредметными понятиями и способности использования универсальных учебных действия в учебной, познавательной и социальной практике
|
1. Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий в организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком, в том числе: обеспечение самостоятельности выполнения обучающимися заданий через ограничение в использовании средств связи и возможности взаимодействия с другими людьми; обеспечение исправности аппаратуры, используемой при проведении оценочных процедур; обеспечения качества раздаточных печатных материалов; обеспечение обучающихся средствами обучения, предусмотренными порядком проведения оценочной процедуры и др. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий. 2. Разработка и утверждение школьного регламента проведения оценочных процедур (приказ по образовательной организации). 3. Разработка рекомендаций по недопущению необъективных результатов образовательной деятельности. 4. Привлечение общественных наблюдателей, фиксирующих соблюдение порядка проведения оценочных процедур. Осуществление наблюдателями контроля за объективностью проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях Ставропольского края 5. Соблюдение мер информационной безопасности в целях предотвращения преждевременного распространения содержания контрольных работ. 6. Повышение компетентности экспертов и иных лиц, привлекаемых для проведения оценочных процедур и оценки результатов (проведение инструктажей, специализированных курсов повышения квалификации, обучающих семинаров). Подготовка общественных наблюдателей. Выборочная проверка результатов работы экспертов. 7. Обеспечение объективности оценки работ обучающихся путем привлечения к проверке нескольких независимых экспертов (комиссионная оценка). 8. Проведение анализа результатов оценочных процедур (соотнесение результатов ВПР с текущей успеваемостью обучающихся, соотнесение результатов федеральных и региональных оценочных процедур). Сравнительный анализ результатов оценки качества образования в динамике по годам. 9. Реализация системы мер выборочной перепроверки результатов образовательных организаций, попавших в перечень «необъективных». 10. Исключение мотивации для завышения баллов участников (результаты оценочных процедур используются для выработки мер повышения качества образования, а не для ранжирования образовательных организаций и педагогов). |
Приказ министерства образования Ставропольского края от 22 марта 2019 года № 423-пр «Об организации наблюдения за проведением Всероссийских проверочных работ в общеобразовательных организациях Ставропольского края, включённых в список общеобразовательных организаций с необъективными результатами Всероссийских проверочных работ повторно»
|
2 |
Национальные исследования качества образования (НИКО) Ежегодно
|
Оценка конкурентоспособности российского общего образования, выявление и сравнение изменений, происходящих в системе образования разных стран, анализ факторов качества образования стран-лидеров. Оценка учебных результатов обучающихся по ряду дисциплин (Биология, химия, основы безопасности жизнедеятельности, литература, география, физическая культура и технология и др.)
|
1. Контроль проведения процедур исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и региональным координатором. 2. Консультирование специалистов и экспертов, участвующих в исследовании, осуществляется федеральным организатором 3. Привлечение к работе в качестве экспертов учителей, имеющих опыт преподавания предмета не менее 3 лет, работающих в образовательных организациях, в которых не проводится исследование. 4. Не предусмотрено использование результатов исследования для оценки деятельности школ, учителей, муниципальных и региональных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования (письмо Рособрнадзора от 24.10.2014 №05-900 «Об учете результатов национальных исследований качества образования»). 5. Исследование проводится анонимно, данные об участниках в рамках исследования собираются без привязки к ФИО. Однако образовательная организация может принять решение о фиксации и хранении у себя результатов участников в привязке к ФИО для предоставления результатов родителям и выставления положительных отметок участникам, успешно справившимся с выполнением практических заданий |
Результаты Национальных исследований качества образования
|
3 |
Региональная оценка по модели PISA
|
Региональная оценка по модели PISA основана на проекте ОЭСР «PISA for schools» («PISA для школ»). Процедуры организации и проведения исследования аналогичны оригинальному исследованию PISA, но позволяют проводить исследование и получать данные вне расписания международных циклов. Исследование позволяет получать данные, сопоставимые с результатами PISA-2018 по традиционным для исследования направлениям оценки: читательской, математической, естественнонаучной грамотностям
|
Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций осуществляется назначенным организатором исследования и наблюдателями за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий. |
Аналитическая справка по результатам региональной модели PISA 2019 в Ставропольском крае Письмо комитета образования администрации города Ставрополя от 13.07.2020 № 10/6-28-4104 «О представлении Плана мероприятий»
|
4 |
Общероссийская оценка по модели PISA
|
Исследование основывается на использовании разработки ОЭСР PISA-for-Schools (PISA для школ). Данная разработка позволяет использовать инструментарий исследования вне цикла основного международного исследования PISA, получая при этом сопоставимые данные с международной шкалой предыдущего цикла. Полученные данные и последующий анализ позволят оценить состояние дел в системе образования каждого региона, качество реализации ФГОС, отслеживать общую динамику, на их основе будут приниматься решения, что именно необходимо сделать для улучшения дел в каждом из регионов и в целом по стране.
|
Четкое соблюдение материально-технических и организационных условий проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком. Контроль проведения исследования в каждой из образовательных организаций назначенным организатором исследования и наблюдателем за процедурой исследования. Формат проведения исследования (компьютерное тестирование). Установление личной руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий |
|
Государственная итоговая аттестация |
||||
1 |
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) Ежегодно
|
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам среднего общего образования. Результаты учебной деятельности обучающихся 11 классов по отдельным предметам
|
Обеспечение точного соблюдения правил и процедуры проведения ЕГЭ Обеспечение материально-технических и организационных условий в организации и проведении процедуры оценивания в соответствии с установленным порядком, в том числе организация видеонаблюдения в пунктах сдачи ЕГЭ, оснащение металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи. Установление личной ответственности руководителей образовательных организаций за обеспечение указанных условий. Аккредитация общественных наблюдателей в места проведения итогового сочинения, государственной итоговой аттестация, региональный ситуационный центр. Организация перепроверки итоговых сочинений (изложений) отдельных категорий обучающихся. Осуществление контрольно-надзорных мероприятий в пунктах проведения экзаменов, направленных на недопущение и выявление нарушений законодательство об образовании. Анализ результатов проведения государственной итоговой аттестации (анализ «зон риска» ГИА) Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах (КИМ), используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ЕГЭ, а в период проведения ЕГЭ также лица, сдававшие ЕГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений. Обеспечение благоприятных психолого-педагогических условий при организации и проведении процедуры оценивания. Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на этапе подготовки к ЕГЭ. |
|
2 |
Основной государственный экзамен (ОГЭ) Ежегодно
|
Государственная итоговая аттестация по образовательным программам основного общего образования. Оценка результатов учебной деятельности обучающихся 9 классов с целью формирования индивидуальной образовательной траектории: принятие решения о продолжении обучения в старшей школе или в учреждениях среднего профессионального образования.
|
Четкое соблюдение разработанных Рособрнадзором методических рекомендаций по проведению государственной итоговой аттестации в форме основного государственного экзамена (ОГЭ). Для обеспечения информационной безопасности экзаменов по решению региона могут быть оснащены системами видеонаблюдения, металлодетекторами, средствами подавления сигналов связи. Установление личной ответственности руководителей образовательной организации за обеспечение указанных условий. К проведению ОГЭ привлекаются общественные наблюдатели. Информация, содержащаяся в контрольных измерительных материалах (КИМ), используемых при проведении государственной итоговой аттестации, относится к информации ограниченного доступа. Лица, привлекаемые к проведению ОГЭ, а в период проведения ОГЭ также лица, сдававшие ОГЭ, несут в соответствии с законодательством Российской Федерации ответственность за разглашение содержащихся в КИМ сведений |
|
Региональные процедуры оценки качества образования |
||||
1 |
Оценка готовности обучающихся первых классов общеобразовательных учреждений города Ставрополя к обучению в школе
|
Цели проведения мониторингового исследования – оценка уровня сформированности у обучающихся предпосылок к учебной деятельности на этапе адаптации, исследование индивидуально-личностных особенностей первоклассников: мотивы и стимулы обучения, проблемы адаптации и социализации, социальная стратификация первоклассников. Направления мониторингового исследования: - определение степени готовности первоклассников к овладению учебными навыками; - выявление индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка, выявление проблем в его развитии; - определение динамики развития, т.е. обучаемости ребенка, с целью выбора содержания, методов и средств обучения; - анализ особенностей взаимоотношений первоклассника со школьным окружением, со своими близкими в кругу семьи
|
Объективность оценки готовности первоклассников к обучению обусловлена следующим: - позитивным отношением к объективной оценке участников исследования; - процедура проводилась на генеральной выборке участников; - оценку готовности проводили учителя, работающие с первоклассниками, в период вхождения ребенка в референтную для него общность (фаза адаптации). |
|
2 |
Региональный мониторинг качества подготовки обучающихся
|
Оценка качества подготовки обучающихся государственных образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, подведомственные комитету образования администрации города Ставрополя с целью определения соответствия содержания, уровня и качества подготовки обучающихся требованиям реализуемых программ Оценочные процедуры проводились в форме: региональных комплексных проверочных работ во 2-х, 3-х классах; региональных проверочных работ в 4-х классах по математике, русскому языку, окружающему миру; региональных проверочных работ в 10-х классах по физике, химии, биологии, географии, истории, иностранному языку.
|
При проведении оценочных работ: обеспечена конфиденциальность материалов; присутствие при проведении работы не менее чем двух организаторов в классе (рекомендовано присутствие наблюдателей из числа родителей (законных представителей); объективность в процессе проведения работы (исключено списывание, использование электронно–технических средств, справочных материалов, письменных записок); ответы обучающихся проверяются муниципальными и школьными комиссиями; результаты проверки вносились техническим специалистом, назначенным приказом руководителя комитета образования для муниципальной проверки и приказом руководителя образовательной организации для школьной проверки, в форму excel; оценка результатов проводилась организацией-оператором в автоматическом режиме по специальным расчетным формам в обезличенном виде. Результаты данной оценочной процедуры не влияют на отметку ученика и не могут использоваться для оценки работы учителей и деятельности общеобразовательных организаций. |
Инструкции по проведению региональных проверочных работ в городе Ставрополе
|
3 |
Мониторинг функциональной грамотности
|
Цель исследования: оценка уровня сформированности функциональной грамотности обучающихся 6-х, 7-х классов; выявление ключевых факторов, влияющих на уровень сформированности функциональной грамотности, и оценка характера их воздействия; определение направления совершенствования образовательного процесса, с учетом современных требований к образовательным результатам; прогноз развития муниципальной системы оценки качества образования в соответствии с методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных организациях на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся.
Данное исследование проводилось по модели международного периодического сопоставительного исследования PISA и включало следующие эмпирические методы исследования: тестирование обучающихся, анкетирование обучающихся и учителей. При разработке тестов и анкет использовались следующие рекомендации, размещенные на сайте центра оценки качества образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»
|
По процедуре проведения: в кабинете обязательно присутствие двух организаторов (возможен общественный наблюдатель), конфиденциальность и отсутствие конфликта интересов; вариант работы по оценке или читательской, или математической, или естественнонаучной грамотности определялся по случайной выборке; ответы обучающихся на тесты и вопросы анкеты вносились техническим специалистом, назначенным приказом руководителя образовательной организации, в форму excel для образовательной организации; процедура проверки и оценки результатов проводилась на региональном уровне организацией-оператором в автоматическом режиме по специальным расчетным формам в обезличенном виде. Результаты данной оценочной процедуры не влияют на отметку ученика и не могут использоваться для оценки работы учителей и деятельности общеобразовательных организаций. |
|
Принятие мер в отношении образовательных организаций, вошедших в список с признаками необъективности
Комитетом образования администрации города Ставрополя проанализирована информация федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный институт оценки качества образования» по вопросу объективности образовательных результатов (объективности проведения оценочных процедур) в общеобразовательных организациях города Ставрополя.
В ходе анализа было установлено, что в 2019 году в 4 общеобразовательных организациях города Ставрополя были выявлены признаки необъективности образовательных результатов по критерию («зоне риска») – необъективные результаты Всероссийских проверочных работ (далее – ВПР) в 4, 5 классах.
По результатам анализа комитетом образования администрации города Ставрополя руководители образовательных организаций привлечены к дисциплинарной ответственности.
Помимо мер дисциплинарного характера по итогам анализа оценочных процедур разработан план мероприятий по обеспечению объективности Всероссийских проверочных работ в 2018/2019 учебном году.
На сайте ФИОКО размещены рекомендации по повышению объективности оценки образовательных результатов, разработанные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (далее – Рекомендации).
На основе Рекомендаций министерством разработаны, размещены на официальном сайте министерства и направлены в муниципальные органы управления образованием Ставропольского края рекомендации о реализации мер по недопущению необъективных результатов образовательной деятельности (исх. № 02-20/1039 от 04 февраля 2019 года).